И-бизнес

Денег в Сети меньше, чем надо, но больше, чем кажется
Александр Гагин
рубрика - НИЗКИЙ СТАРТ

Если вы должны банку рубль, то это ваша проблема. Если миллиард, то это уже проблема банка. Так же и с Интернетом — если бы Сеть была лишь новым средством связи, приносящим телекоммуникационным компаниям некоторую прибыль, то оказалась бы интересна лишь сама себе. Но Интернет пока глубоко убыточен — а взрывной рост происходит за счет того, что в компании, действующие сегодня на этом рынке, вкладываются огромные деньги акционеров, испытывающих «положительные ожидания». Формально считается, что важно занять место на рынке, и через несколько лет эти компании начнут приносить прибыль. В реальности ажиотаж объясняется в первую очередь стремлением сыграть на резко растущем курсе этих акций. В итоге в Сеть вложено уже столько денег, что она стала ведущей отраслью американской экономики, привлекающей внимание всех и грозящей потопить империалистическую финансовую систему в случае крушения этой чудо-пирамиды. И хотя в России нет сегодня массового рынка ценных бумаг, где можно было бы вздувать такие пузыри, во многом ситуация очень похожа. Если под словом «бизнес» понимать деятельность, приносящую прибыль, то окажется, что в российском Интернете никакого бизнеса почти что и нет. А вот если смотреть с точки зрения оборотов, темпов их роста и скорости появления новых рабочих мест, то может оказаться, что это лучшая из российских индустрий. С одним существенным «но»: для того чтобы сказать это определенно, нужно обмерить или хотя бы сколь-либо достоверно оценить объемы интернет-деятельности, а этого пока никто толком не сумел сделать.

Некоторая определенность есть лишь в данных о размерах российского Интернета. Никто не сомневается, что в русскоязычной части Интернета никак не менее полутора миллионов активных участников. Неудивительно, что их обслуживает целая индустрия. Но уж ее размеров никто точно не знает — по крайней мере с финансовой точки зрения. Однако их можно очертить приблизительно. Во-первых, интернет-бизнес делится на техническую и информационную части. Первая — это телекоммуникационные компании в целом и интернет-провайдеры, в частности. За подключение каждого из пользователей Интернета кто-то заплатил: сам пользователь, работодатель, Сорос, спонсор, государство. Даже за использование «свободного» доступа в Сеть из публичной библиотеки кто-то платит, пусть и не всегда видно, кто именно. Российский общественный центр Интернет-технологий в своем отчете за 1998 год оценивает суммарный объем услуг доступа к Интернету за год в 150 млн. долларов. Не так уж много для непосредственно оплачиваемых коммуникационных услуг. Прямо скажем, мало. Даже если учесть, что прошлый год — это год кризиса, и если предположить, что за этот год эта сумма вырастет вдвое, все равно выходит немного.

Во-вторых, информационная часть — именно ее принято называть интернет-бизнесом. Это создание веб-сайтов, электронные издания, реклама в Интернете, обслуживание задач внешних по отношению к сети индустрий, интернет-магазины. Конечно, деньги, вращающиеся здесь, меньше. Но это гораздо более интересное, перспективное и таящее неожиданности направление, Клондайк современной экономики. Еще недавно здесь царил хаос и активных участников индустрии можно было пересчитать по пальцам. Но за последний год, в том числе и под очищающим влиянием кризиса, произошло упорядочение и формирование рынков.

Наиболее старый и развитый бизнес — это создание веб-сайтов. Конечно, даже старожилам этого рынка сейчас года по три от роду, а в штатах таких компаний не наберется сотни человек, может быть, во всей индустрии их работает около тысячи, включая студентов, выполняющих случайные заказы. По оценкам Артемия Лебедева, руководителя «Студии Артемия Лебедева», признанного лидера этого рынка, ежемесячно в крупных российских городах тратится около 100 тыс. долларов на создание сайтов и столько же — на их поддержку и развитие. Последняя цифра, правда, включает штатных сотрудников неинтернетовских компаний, занятых этим делом. Но без Интернета этих рабочих мест не было бы. Зато эти двести тысяч в месяц не включают журналистов, фотографов, редакторов—- всех тех, кто занимается сбором и подготовкой информации для сайтов.

Работа этих людей в основном требуется в другом направлении интернет-бизнеса — в электронных изданиях. Последние во многом похожи на обычные издания: вложив деньги в редакционную машину, механизм публикации (тут — программы, там — печатный станок), распространение и саморекламу, учредители зарабатывают на продаже копий издания и рекламы в нем. Интернет отличается тем, что не все высокопосещаемые сайты — это газеты, журналы или сборники анекдотов. Продолжая аналогию с прессой, можно сказать, что в Сети больше СМИ вроде «Из рук в руки» или «Экстра М», где издание является не источником информации или развлекательным средством, но услугой, способом переработки информации, ее передачи. Например, к электронному издательскому делу относятся по сути серверы бесплатной электронной почты или поисковые системы. На них тоже регулярно собирается большая аудитория с известными характеристиками, у которых есть «тираж» и на которых можно продавать рекламу. Правда, владельцы электронных изданий, с одной стороны, не имеют пропорциональных числу копий расходов на тиражирование, а с другой — не продают полученные копии читателям. Это примерно та же схема окупаемости, что у телевидения. Расходная часть сокращается до редакции и офиса, а доходная — до рекламы и продажи сопутствующих услуг (например, автомобильный сервер auto.ru продает своим посетителям дисконтные карты собственного клуба). Однако бизнес создателей таких интернет-изданий на сегодняшний момент состоит вовсе не в продаже рекламы. Она, безусловно, продается (об этом ниже), но это не самые большие деньги.

Основатели и сотрудники таких предприятий зарабатывают себе на хлеб иначе — на инвестициях. Тут как раз действует тот же пирамидальный принцип продажи ожиданий, которым мы попрекали американцев в начале статьи. Посещаемый сервер почти что вне зависимости от его операционной рентабельности оценивается по числу его пользователей, изученности параметров аудитории и их качеству. При оценке капитализации за одного пользователя издания инвесторы дают примерно 10 долларов. Свежий российский пример тому — продажа 20% акций компании Port.ru LLC за 940 тыс. долларов. Хотя «LLC» и выдает зарубежную юридическую прописку, Port.ru создана русскими и действует в России. Основной ее актив — сервер бесплатной электронной почты Mail.ru, повторивший у нас успех американской службы Hotmail. На момент продажи в Mail.ru было зарегистрировано около 400 тыс. пользователей, причем о большинстве из них известны пол, возраст и место проживания. Поэтому здесь каждый пользователь был оценен даже несколько дороже, чем 10 долларов. В некоторых других сделках, стоимость которых не называлась публике, проекты оценивались примерно по той же схеме. Применив ее очень грубо, можно обозначить суммарную капитализацию всех крупных российских интернет-изданий в 40 млн. долларов. Но это, конечно, оценка сугубо виртуальная — никто никогда не сможет продать их сразу по такой цене. Реальны же деньги, вложенные в создание и развитие этих сайтов, — либо с перспективой научиться окупать их с продаж рекламы, либо, заняв долю аудитории, продать следующему, более крупному инвестору.

Ожидания, что интернет-реклама будет приносить достаточно денег для окупаемости электронных изданий, тоже небеспочвенны. Ее обороты растут с более чем удовлетворительной скоростью. Год назад рынка интернет-рекламы по сути еще не было. Российский центр интернет-технологий (РОЦИТ) в отчете за 1998 год оценивал ее в 500 тыс. за год. С тех пор на рынке появилось несколько специализированных агентств интернет-рекламы, каждая из которых активно работает. Компания Internet Media House, которая даже не заявила еще о начале своей деятельности, менее чем за три месяца своей работы разместила интернет-рекламы на 100 тыс. долларов. И хотя это, вероятно, один из самых успешных проектов в этой области, можно сделать соответствующие выводы — российский рынок интернет-рекламы в этом году вырастет минимум в четыре раза. Вероятно, к концу года можно будет услышать более точные оценки от исследовательских компаний, которые неминуемо займутся этим вопросом.

Впрочем, есть еще одна схема оценки российских показателей, предложенная известным экспертом Андреем Себрантом, директором по маркетингу интернет-провайдера «Гласнет». Она, пожалуй, наиболее грубая из всех, но зато самая быстрая и дающая вполне правдоподобные результаты. Это теория одного процента: Себрант заметил, что показатели российского Интернета, как правило, составляют ровно один процент от общемировых. В мире около 3 млн. веб-сайтов, у нас — 30 тыс. В мире в 1999 году насчитали 260 млн. пользователей — и у нас, вероятно, два с половиной миллиона. Желающие дальше воспользоваться этой методикой, могут обратиться за мировой статистикой на сервер CyberAtlas.internet.com. И это, пожалуй, единственный способ оценить объем интернет-услуг по обслуживанию информационных потребностей внеинтернетовских индустрий (так называемый B2B - business-to-business). Например, к числу таких задач может относиться обмен информацией с региональными филиалами: рассылка ценовых таблиц и сбор отчетов о продажах. Однако такой обмен обычно осуществляется с защитой данных (например шифрованием) и не афишируется, поэтому точными оценками этого направления интернет-бизнеса никто просто не располагает. Эта последняя из выделенных нами областей некоммуникационных интернет-бизнеса — самая молодая из всех.

Хотя в российском Интернете существует ряд онлайновых магазинов, которым уже несколько лет, бурный рост начался только сейчас. В течение последнего года появились даже предприятия, которые заявляют о прибыльности своей деятельности. Например, компьютерный магазин Dostavka.ru принципиально торгует только через Интернет, с бесплатной доставкой. По словам владельцев, его оборот примерно соответствует обороту средних размеров розничного магазина компьютерной техники. Недавно они начали торговать и сотовыми телефонами, обслуживая около 50 заказов в день. При достаточно невысоких ценах на качественную продукцию, интернет-магазин Dostavka.ru является прибыльным за счет использования специальной схемы работы со складами и торговли гарантированно надежными товарами (это позволяет резко сократить расходы на замену бракованных деталей и выполнение прочих гарантийных обязательств). Успех этого предприятия вскоре собрались повторить еще несколько претендентов, но удалось ли это им — пока непонятно. Как непонятно пока, какой величиной можно оценить в целом объем продаж российских интернет-магазинов. Однако можно предположить, что именно в этой области темпы роста будут в ближайшее время самыми большими (см. врезку) уже потому, что старт был низким.

(полностью статья опубликована в журнале "Итоги", N47, 23.11.99)
Назад в Save As Bookmark


[an error occurred while processing this directive]